Для РС и консольной игровой индустрии не редко такое явление как игровые долгострои. Duke Nukem Forever, S.T.A.L.K.E.R., Prey, Rage и прочие, чья разработка иной раз затягивалась на долгие годы. Теперь это явление докалилось и до рынка мобильных развлечений. Среди списка строящихся проектов встречается, как и откровенный треш, так и явные хиты, за отмену которых реально боишься (как это случилось с недавно отмененной Infinite Blade Dungeons). Иногда приходится бояться и за качество или соответствие ожиданиям. Например, к долгожданному релизу "пиксельного Стар Трека" Star Command из игры исчезли целые пласты геймплея и она оказалась не совсем такой, какой ее хотели видеть игроки. Примерно того же опасался лично я, когда узнал, что наконец вышел первый эпизод очень амбициозной и многообещающей игры Spiral. Оправдала ли она ожидания или оказалась пустышкой? Это нам и предстоит узнать.
История игры повествует о приключениях частного детектива Темпуса Азура в мире, пережившем опустошительную войну. В этом мире жизнь стала возможна только в больших городах, вроде города Солейл, который тридцать лет назад и стал прибежищем для раненого на войне Темпуса. Наш герой потерял руку, которая была заменена на биомеханический протез. Говорящий. Приятным вдумчивым и рассудительным голосом англичанки. Сам же Темпус кажется немного легкомысленным, но это лишь маска, скрывающая его внутренние терзания, о которых он рассказывает во время мрачных интерлюдий между главами игры.
Игра существует на стыке стилистик нуара, с его продажной полицией, частными детективами, роковыми женщинами, барами, арт-деко дизайном; и киберпанком с тоталитаризмом, мрачным видением будущего, технологиями, заговорами и болезнями. Кстати о последних: в мире Темпуса свирепствует страшный вирус, превращающий зараженных в безумных и кровожадных монстров, жаждущих заполучить каждую каплю окружающей их энергии. Такие люди полностью утрачивают свою связь с человечеством и превращаются в энтропийцев (Entropies). В зависимости от запущенности болезни они могут быть как легко одолеваемыми противниками, так и огромными и жуткими монстрами, сражения с которыми потребуют от игрока приложить всю его сноровку и смекалку, дабы выйти победителем. Боевая система построена на трех радиусах атаки Темпуса: дальний - пистолеты; средний - длиннющая нагитана; и ближний - пара мечей. Все это оружие наш детектив постоянно таскает с собой, однако оно весьма не обычно, в отличие от своих заурядных аналогов.
Каждый вид оружия - это созданная волей Темпуса и силой А-ВЫ (A-VA - та самая англичанка в искусственной руке героя) проекция. Не смотря на кажущуюся иллюзорность подобных орудий причинения добра врагам, они неплохо справляются со своими задачами. Плюс, у каждого типа оружия есть четыре варианта атаки - обычная, усиленная, критическая и супер удар. Последние две открываются по мере роста Темпуса в уровнях, за счет поучаемого в бою и исследовании Солейла опыта. Кроме усиленных атак неугомонный детектив развивает в себе такие показатели, как радиусы использования каждого вида оружия, защищенность, скорость восстановления здоровья и энергии, общий урон от атак и так далее. Развитие может происходить в трех режимах: автоматический - игра сама подстраивается под ваш стиль игры и в первую очередь развивает наиболее часто используемые ветки умений; ручной - вы самостоятельно выбирате, какие навыки будут развиваться, а какие можно и заморозить; сбалансированный - как не сложно догадаться - качается все одновременно и без сильных перекосов. Какую из трех систем выбирать - решать вам, мне же хорошо и с автоматической.
Помимо динамичных и иногда довольно не легких боев, игрокам доведется еще и вдоволь попрыгать на манер Bionic Commando по раскиданным по зданиям специальным ухватам, за которые можно зацепиться при помощи еще одной способности чудо протеза. Это можно делать как по собственному желанию, собирая сферы опыта, так и по задумке разработчиков, выполняя поставленную цель. Иногда миссия требует переть, аки танк на врага, иногда играть в Сэма Фишера и красться за спинами охранников без права попадаться им на глаза. И пусть все это в целом довольно стандартно, но интересно, прежде всего, из-за сюжета и превосходных роликов на движке игры, с лучшей лицевой анимацией на платформе из тех, что мне доводилось видеть. И, смею заметить, весьма достоверной и отлично передающей тон диалогов и озвучания.
Но не может не быть ложки дегтя. Их ажно две. Во-первых, управление. Инновационный гибрид классического управления из слешеров и point'n'click не мог пройти бесследно и безвредно для игры. Да, по большей части он удобен, однако в бою иногда вместо прямых атак Темпус начинает заряжать защитный удар, двигаться или просто ничего не делать. Иногда, вместо рывка для уклонения от атаки врага он может тоже начать свою атаку и пропустить несколько ударов, а они в Spiral не такие уж слабые. Особенно это касается битв с боссами, где любая подобная ошибка управления жестоко карается противником. Во-вторых, не смотря на интересность мира, сюжета и их проработанность, Солейл кажется пустым. Да, по улицам ходят люди, да можно попрыгать по зданиям, но нет ни каких случайных событий, интересных фразочек гражданских или побочных заданий. Разве что иногда встретится группа зараженных, которую, тем не менее, вовсе не принуждают уничтожать.
С другой стороны - сплошным медом является графика игры и ее стиль. Мне, как старому фанату мультяшных игр от Ubisoft в целом и Beyond Good and Evil в частности, он пришелся настолько по душе, что искать какие либо изъяны даже не хочется. Да и нет их почти... Ну, подумаешь, что некоторые встречные девушки делают огромные удивленные глаза при виде Темпуса. Или у иногда случается увидеть не совсем идеальную анимацию движений у персонажей... Зато мы наслаждаемая отлично по-голливудски срежиссированными роликами; бешеной динамикой боев, которая достигается, в том числе и за счет отличной графики; превосходными спецэффектами и видами города Солейл. В общем, Unreal Engine, художники, дизайнеры и моделлеры потрудились на славу. Кстати, вся это радость еще и превосходно работает на уже несколько устаревшем iPad 2, в то время, как некоторые другие игры умудряются падать каждые пять-десять минут, а то и вовсе не запускаются, а сделаны при этом бОльшим числом людей и с бОльшим бюджетом. Да еще и персонажи в них страшненькие.
Spiral определенно стоило ждать. И свое ожидание он оправдал, что есть редкий пример, а от того и еще более приятный. Игра радует и глаз, и оба мозга, и слух и вообще - чувство прекрасного. С нетерпением ждем второй эпизод, а пока можем погонять Тепуса по режиму арены или перепройти особенно запомнившиеся главы Spiral. Episode 1.